портрет
  1. Дизайн.Стили в дизайне.
  2. Дизайн и стили.Часть №2.
  3. Некоммерческие проекты
  4. История дизайна
  5. Освещение
  6. О композиции
  7. Дизайн страницы
  8. Русский театральный портрет
  9. Дизайн посуды
  10. Стилистика в крито-микенской культуре
  11. Чёрный квадрат Малевича
  12. Леонардо Да Винчи
  13. Японские мастера
  14. Плакат

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

Живописные и графические портреты выдающихся актеров прошлого продлевают им жизнь, придают новое звучание в нашу эпоху. На протяжении всего развития русской портретной живописи образ актера всегда привлекал особое внимание художников. Яркие, выразительные образы драматических актеров, оперных певцов, мастеров балета запечатлены в работах выдающихся художников А.Лосенко, О.Кипренского, И Репина, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля... Первых деятелей отечественного театра можно представить по портретам А.Лосенко. Как известно, первый профессиональный театр был открыт в 1756 году.театральный портрет На его сцене играли ярославцы - Федор Волков, исполнитель трагических ролей Иван Дмитревский, комик Яков Шумский. Русские вельможи имели собственные труппы, что было модно в те времена. Известный театр графа Н.П.Шереметева отличался высоким уровнем игры крепостных актеров. Было введено правило давать им сценические фамилии, производимые от названия драгоценных камней.Так появились Мавра Бирюзова,Параша Жемчугова,Таня Гранатова. Последнюю портретист Н.Аргунов, являясь крепостным художником графа Шераметева, изобразил с особой теплотой и нежностью. На портрете она открыто смотрит на зрителя, очаровательная улыбка на миловидном лице и, наверное, в простой крестьянской одежде смотрелась бы куда более естественно и непринужденно. Будучи дочерью оружейного мастера, за красоту и талант Т.Шлыкову-Гранатову выбрали из многих крепостных претенденток. Начальное сценическое образование она получила в театральной школе в Кускове, дальше мастерству обучалась у петербургского балетмейстера француза Лепика. На портрете видна ее балетная осанка, изящный поворот головы. Модная в те времена прическа, сейчас представляется сложной и причудливой, с массой переплетенных кос и лент.Русская танцовщица Е.И.Колосова, напротив, запечатлена в сценическом образе, в стилизованном античном костюме, на фоне пейзажной декорации. Портретист А.Варнек подчеркнул свойственную ей выразительность мимики и неповторимую грацию, которая так восхищала зрителей. Решительный поворот головы, динамику движения подчеркивает венок из дубовых листьев. В тунике, с перекинутой через плечо леопардовой шкурой, за спиной виден колчан со стрелами- все это подчеркивает образ мифичной героини. Портрет выполнен в охристых тонах. Трагической актрисой Екатериной Семеновой , ее талантом, восхищались многие, в числе поклонников был А.Пушкин, Н.Гнедич и сам художник О.Кипренский.театральный портрет Позже он напишет портрет в образе Клитемнестры, одной из самых удачных ее ролей. Художника и актрису связывали годы творческой дружбы.Портрет был написан в 1815 году после премьеры"Ифигении в Авлиде". Несмотря на удачный набросок,портрет остался незаконченным и гравер Н.Уткин в 1816 году перевел его в офорт. Он дописал детали костюма и природным чертам придал классическую утонченность и правильность. По словам А.Пушкина,Семенова олицетворяла собой русскую трагедию. Офорт приобрел массовый характер путем издания в вольтеровском"Танкреде"в переводе Гнедича и приобрел особую популярность. Еще одна актриса удостоилась кисти Кипренского -У.Телешева.Екатерина Телешева была солисткой балета петербургского Большого театра. Она в совершенстве владела техникой, обладала незаурядными актерскими данными. Как и Колосова, выступала в драматических спектаклях. Создан был портрет по заказу ее покровителя владельца заводов А.Шишмарева. На портрете она представлена в образе Зелии из балета Дидло "Приключения на охоте". В платье "пейзанки", сельской жительницы, на плечах косынка.на голове кружевной чепчик.Белый фартук кокетливо перекинут на руке, на губах улыбка.Всей фигурой она как бы подалась вперед. От портрета веет теплотой и нежностью. Даже особенно прописан букет полевых васильков.
Искусство Пелагеи Стрепетовой отражало жизнь во всей ее сложности и многообразии того времени, в момент обострения противоречий между академическим и реалистическим искусством.Она отлично воплощала не сцене те образы,которые наиболее актуальны были в тот период.Сложные перемены в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права - все находило отражение на сцене.Внешне малопривлекательная, тщедушная, сутулая женщина совершенно преображалась на сцене, ее физические недостатки никто уже не замечал.Она была кумиром демократического зрителя.В 1878 году И.Крамской сделал графический рисунок "Актриса П.А.Стрепетова в ролях", где отобразил ее в различных амплуа.В 1881 году он написал ее в роли Лизаветы в драме А.Писемского"Горькая судьбина", в одной из самых удачных ее ролей.Чтобы максимально передать психологическую глубину образа, И.Репин выбирает большой размер холста, изображая фигуру почти целиком. Поникшая голова, резкие тени составляют контраст с белым платком и рубахой, все свидетельствует о напряженном моменте игры актрисы.Используя смелые живописные приемы, портрет оставляет необычайно свежее восприятие всего облика. Лицо, являясь самым светлым пятном в портрете, собирает в себе весь драматический образ.В этом же году Крамской пишет портрет популярного петербургского артиста В.Самойлова. Строгий, изысканный костюм. белая рубашка с жабо подчеркивают артистизм актера.Темный фон, спрятанные в карманы руки, все внимание на лицо.Ощущается его великолепная возможность сценически перевоплощаться, несмотря на болезненное состояние и приличный возраст.Многих актеров написал В.Серов- М.Ермолову, Ф.Шаляпина, В.Качалова. театральный портретВсе они отображены перед выходом на сцену, когда все натянуто как струна с сосредоточенность на одном. В портрете Шаляпина художник нашел тот жест, который наиболее дает почувствовать волнение актера.Вся фигура Ермоловой, посадка головы,выразительный силуэт говорит о внутренней концентрации, об отстраненности и сосредоточенности перед выходом на сцену.Портрет написан в рост, точка обзора-снизу вверх, что придает большую величественность всему образу.Прямоугольная форма зеркала поддерживает задуманную композицию, а отражение в нем комнаты смягчает жесткие линии.В 1908 году В.Серов по заказу Московского литературного кружка создает портрет корифеев Малого театра А.Южина и А.Ленского. Они были поборниками психологической правды в искусстве.Ленский знаменит ролями Гамлета, Отелло, Чацкого. С.Станиславский отзывался о нем, как о человеке, обладающем исключительной сценической мягкостью. Южин, напротив, был олицетворением огромной силы воли и силы духа.Он играл Ричарда третьего.Макбет. На картине представлен момент репетиции, актеры в повседневной одежде, на заднем плане детали декорации и реквизита. Композиция из двух фигур дает возможность передать взаимодействие персонажей. Ленский расположился на стуле в задумчивой позе, фигура Южина возвышается над ним, она монументальна и величественна. Являясь одной из главных героинь А.Н.Островского, Гликерию Федорову художник изобразил в одном из таких перевоплощений. Дородная фигура уютно размещена на закругленном сверху холсте, портрет написан в сочетании коричневых и синих тонов.Во всем образе присутствует некая патриархальность, лицо русской женщины смотрит с достоинством и приветливостью.Портрет был заказан литературно-художественным кружком. Большой интерес представляют карандашные рисунки артистов Московского Художественного театра К.Станиславского, В.Качалова, И.Москвина. Качалов запечатлен как актер-мыслитель, философ. Выразительно сжатые руки свидетельствуют о силе характера, о глубоком мыслительном процессе. От графического портрета Станиславского веет обаянием и интеллигентностью. Также в этом материале запечатлены воздушные образы выдающихся балерин того времени Анны Павловой и Тамары Карсавиной.Тонкий, изящный образ Карсавиной перекликается с танцовщицами Дега. Л.Бакст также сделал характерный портрет А.Павловой на бумаге карандашом. Художники часто обращались к изображению актеров, их привлекал артистизм, характерность образов. Будучи представителями творческой интеллигенции,они находили в них родственные души, понимание и участие.
Художник Светлана Белова
SB почта