АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР биографияПрекрасный мастер, отец Альбрехта Дюрера мечтал обучить сына своему ремеслу. Отец сам был родом из Венгрии, обосновался в Нюрнберге, имел хороший доход и был настоящим бюргером. Но необычайная одаренность сына и интерес к искусству, послужило другому решению-он отдал мальчика на учебу к лучшим живописцам Нюрнберга. Мальчик приобщился к миру интеллектуальной элиты немецкого возрождения. Его друзья читают и переводят Плутарха, Цицерона, коллекционируют античные монеты, ведут различные дебаты, другими словами пытаются всячески развеять миф о варварах-немцах, распространенный на тот момент еще со времен Петрарки. Все это, несомненно, оказало большую роль в становлении Дюрера как личности и под их влиянием он, закончив обучение подмастерья и после характерных выпускнику странствий по Германии, отправляется в Италию. Путешествие было необычным, поскольку немецкие художники в то время черпали вдохновение в Нидерландах, где наблюдался рассвет искусства. В Венеции он общался с замечательным живописцем Джованни Беллини. Вероятно, Дюрер еще где-то побывал, об этом история умалчивает, все же это было во второй половине пятнадцатого века. Но известно, что наибольшее впечатление на него произвели гравюры Мантенья. Копиями его гравюр он занимался еще до поездки в Италию. Античный пафос, который звучал в произведениях эпохи эллинизма, был близок художнику.![]() Творчество Альбрехта ДюрераДля Альбрехта Дюрера, как и Леонардо да Винчи, искусство представлялось одной из форм познания. Поэтому он проявляет необычайный интерес к природе, ко всему, с чем приходилось встречаться во время путешествия. Италия привлекала молодых ученых, которые стремились приобщиться к гуманистической образованности. Дюрер первый в Германии делал зарисовки обнаженного тела с натуры. После всех инквизиций это был смелый шаг на пути к гуманизму. Возвратившись из путешествия, он открывает свою мастерскую. Пишет на заказ, но особое внимание привлекла гравюра и в этом виде искусства он преуспел. Дюрер приобретает известность как гравер, не имеющий себе равных. Точно охарактеризовал его Роттердамский: Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только он не изображает, даже то, что невозможно изобразить огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами, и притом только черными, что оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски.Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том, в чем при поддержке цвета отличился Апеллес. В конце пятнадцатого века, наряду с "Апокалипсисом" и "Большими Страстями" появляются работы на античные темы. Все они-гравюры на меди. Только две выполнены в технике ксилографии. Это "Геркулес" и "Геркулес на распутье". Интересен сюжет второй ксилографии. Герой поставлен перед житейским выбором: две женские фигуры перед ним-олицетворение Добродетели и Порока. Действие происходит в знаковом пейзаже-древо добродетели покрыто листвой, а древо Порока без листвы, безжизненное и засохшее. На возвышении замок Добродетели с закрытыми воротами. Дорога к нему поросла травой. Сатир увенчан виноградными листьями, Геркулес лавровым венком-это говорит о том, что Геркулес выберет правильный путь. В лице Геркулеса угадывается автопортрет самого Дюрера. На нем читается сомнение и страдание, что придает особый, личностный характер работе. В "Битве архангела Михаила с драконом" запечатлен героический образ юноши. Контраст света и тени только усиливают яростную схватку. Рисунок Альбрехта ДюрераПрекрасный мастер штриха, он виртуозно владел линией, либо располагал по форме, либо применял перекрестные линии, или применял резкий контур рисунка в сочетании с параллельной штриховкой, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы добился удивительной прозрачности теней, множества вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. Одно из самых загадочных работ Дюрера "Четыре ведьмы". В основе композиции античная группа из трех граций: Венеры, Минервы и Юноны. Венера и Минерва с лавровыми венками, Юнона, покровительница замужних женщин, в чепце, как настоящая немецкая матрона и как бы отдельно расположена четвертая, Эрида, богиня раздора. Левая дверь, из которой вырывается огонь и показывается голова- олицетворение противоположных раю врат, перед правой дверью на полу лежит кость-врата безвременья. Несмотря на античные прототипы, женские фигуры, суровые и мощные, напоминают персонажей из немецкой мифологии. Гравюра является продолжением сюжета. "Суд Париса", популярного в немецком искусстве в те времена и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к мукам. Гравюра "Сон доктора", называемая порой "Сон лентяя", является аллегорией дурных последствий лени. На переднем плане изображена обнаженная женская фигура в позе Венеры, а рядом спит у печи лентяй. Венера с кольцом на пальце опасна, по средневековой легенде. Всем своим видом она показывает, что лень приводит к греху похоти. Указанием на греховность любовной страсти является и лежащее на печи яблоко- символ грехопадения. Мир языческих образов привлекает мастера. Дюрер был современником Фауста, его так же влечет все мистическое, непознанное, тайны бытия. В начале шестнадцатого века Дюрер знакомится с итальянским художником Якопо деи Барбари, жившим в Нюрнберге, который произвел неизгладимое впечатление на него: "Он показал мне мужчину и женщину, сделанных им посредством измерения, а я в то время более желал узнать, в чем состоит его способ, нежели приобрести королевство". С этого момента он занят поисками формулы прекрасного. По его мнению, формула была известна древним и заново открыта итальянцами. Строго следуя канону Витрувия, он строит фигуры, вписывая их в квадрат. В попытках построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра "Адам и Ева". Образцом для Адама послужила фигура Аполлона Бельведерского, а Евы-Венера Медичи. В гравюре он стремился воплотить классический идеал красоты. Герои расположены не в тропиках, а в суровом северном лесу. Все это символично, также как и изображения животных. Античные формы, идеал красоты органично входят в его искусство и свободно используются при изображении и других сюжетов.Подобно тому, как они приписывали красивейшую человеческую фигуру своему идолу Аполлону, так же мы используем эти же пропорции для господа нашего Христа, прекраснейшего во всем мире. И подобно тому, как они изобразили Венеру в виде красивейшей женщины, так мы теперь целомудренно представим ту же прекрасную фигуру в виде богоматери прекрасной девы Марии. И из Геркулеса мы сделаем Самсона, и то же самое мы сделаем со всеми прочими.Альбрехт Дюрер гравюрыС идейным миром античности связана известная гравюра "Меланхолия". В ней происходит объединение двух иконографических источников-изображение одного из темпераментов и аллегорию геометрии. Крылатая Меланхолия бездеятельна среди множества предметов кабинета ученого и столярной мастерской. Сумрачное небо, озаренное светом кометы и радуги, летучая мышь над бухтой, как предвестник темноты и одиночества, подчеркивают трагичность образа. Сюжет возник, по всей видимости, с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теории божественной меланхолии, связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна. По воспоминаниям его сподвижника Филиппа Меланхтона, Дюрер говорил, что на художника нисходит вдохновение свыше, благодаря чему и возможны величайшие творческие озарения, но ему также было знакомо меланхолическое ощущение тоски и отчаяния. Эта работа - итог размышлений о сущности мира искусства и судьбе художника. Исследуя себя в многочисленных автопортретах, изучая теоретические основы своего творчества, он прибегает к символическому изображению, где смог выразить свои философские размышления, свои чувства. Поэтому гравюра Меланхолия считается духовным автопортретом Дюрера.![]() Художник Светлана Белова
|