1. Дизайн.Стили в дизайне.
  2. Дизайн и стили.Часть №2.
  3. Некоммерческие проекты и несколько слов о цвете
  4. Освещение
  5. История дизайна
  6. О композиции
  7. Дизайн страницы
  8. Леонардо Да Винчи
  9. Дизайн посуды
  10. Стилистика изображений в крито-микенской культуре
  11. Чёрный квадрат Малевича
  12. Японские мастера
  13. Плакат

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР биография

Прекрасный мастер, отец Альбрехта Дюрера мечтал обучить сына своему ремеслу. Отец сам был родом из Венгрии, обосновался в Нюрнберге, имел хороший доход и был настоящим бюргером. Но необычайная одаренность сына и интерес к искусству, послужило другому решению-он отдал мальчика на учебу к лучшим живописцам Нюрнберга. Мальчик приобщился к миру интеллектуальной элиты немецкого возрождения. Его друзья читают и переводят Плутарха, Цицерона, коллекционируют античные монеты, ведут различные дебаты, другими словами пытаются всячески развеять миф о варварах-немцах, распространенный на тот момент еще со времен Петрарки. Все это, несомненно, оказало большую роль в становлении Дюрера как личности и под их влиянием он, закончив обучение подмастерья и после характерных выпускнику странствий по Германии, отправляется в Италию. Путешествие было необычным, поскольку немецкие художники в то время черпали вдохновение в Нидерландах, где наблюдался рассвет искусства. В Венеции он общался с замечательным живописцем Джованни Беллини. Вероятно, Дюрер еще где-то побывал, об этом история умалчивает, все же это было во второй половине пятнадцатого века. Но известно, что наибольшее впечатление на него произвели гравюры Мантенья. Копиями его гравюр он занимался еще до поездки в Италию. Античный пафос, который звучал в произведениях эпохи эллинизма, был близок художнику.Дюрер

Творчество Альбрехта Дюрера

Для Альбрехта Дюрера, как и Леонардо да Винчи, искусство представлялось одной из форм познания. Поэтому он проявляет необычайный интерес к природе, ко всему, с чем приходилось встречаться во время путешествия. Италия привлекала молодых ученых, которые стремились приобщиться к гуманистической образованности. Дюрер первый в Германии делал зарисовки обнаженного тела с натуры. После всех инквизиций это был смелый шаг на пути к гуманизму. Возвратившись из путешествия, он открывает свою мастерскую. Пишет на заказ, но особое внимание привлекла гравюра и в этом виде искусства он преуспел. Дюрер приобретает известность как гравер, не имеющий себе равных. Точно охарактеризовал его Роттердамский: Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только он не изображает, даже то, что невозможно изобразить огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами, и притом только черными, что оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски.
Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том, в чем при поддержке цвета отличился Апеллес. В конце пятнадцатого века, наряду с "Апокалипсисом" и "Большими Страстями" появляются работы на античные темы. Все они-гравюры на меди. Только две выполнены в технике ксилографии. Это "Геркулес" и "Геркулес на распутье". Интересен сюжет второй ксилографии. Герой поставлен перед житейским выбором: две женские фигуры перед ним-олицетворение Добродетели и Порока. Действие происходит в знаковом пейзаже-древо добродетели покрыто листвой, а древо Порока без листвы, безжизненное и засохшее. На возвышении замок Добродетели с закрытыми воротами. Дорога к нему поросла травой. Сатир увенчан виноградными листьями, Геркулес лавровым венком-это говорит о том, что Геркулес выберет правильный путь. В лице Геркулеса угадывается автопортрет самого Дюрера. На нем читается сомнение и страдание, что придает особый, личностный характер работе. В "Битве архангела Михаила с драконом" запечатлен героический образ юноши. Контраст света и тени только усиливают яростную схватку.

Рисунок Альбрехта Дюрера

Прекрасный мастер штриха, он виртуозно владел линией, либо располагал по форме, либо применял перекрестные линии, или применял резкий контур рисунка в сочетании с параллельной штриховкой, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы добился удивительной прозрачности теней, множества вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. Одно из самых загадочных работ Дюрера "Четыре ведьмы". В основе композиции античная группа из трех граций: Венеры, Минервы и Юноны. Венера и Минерва с лавровыми венками, Юнона, покровительница замужних женщин, в чепце, как настоящая немецкая матрона и как бы отдельно расположена четвертая, Эрида, богиня раздора. Левая дверь, из которой вырывается огонь и показывается голова- олицетворение противоположных раю врат, перед правой дверью на полу лежит кость-врата безвременья. Несмотря на античные прототипы, женские фигуры, суровые и мощные, напоминают персонажей из немецкой мифологии. Гравюра является продолжением сюжета. "Суд Париса", популярного в немецком искусстве в те времена и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к мукам. Гравюра "Сон доктора", называемая порой "Сон лентяя", является аллегорией дурных последствий лени. На переднем плане изображена обнаженная женская фигура в позе Венеры, а рядом спит у печи лентяй. Венера с кольцом на пальце опасна, по средневековой легенде. Всем своим видом она показывает, что лень приводит к греху похоти. Указанием на греховность любовной страсти является и лежащее на печи яблоко- символ грехопадения. Мир языческих образов привлекает мастера. Дюрер был современником Фауста, его так же влечет все мистическое, непознанное, тайны бытия. В начале шестнадцатого века Дюрер знакомится с итальянским художником Якопо деи Барбари, жившим в Нюрнберге, который произвел неизгладимое впечатление на него: "Он показал мне мужчину и женщину, сделанных им посредством измерения, а я в то время более желал узнать, в чем состоит его способ, нежели приобрести королевство". С этого момента он занят поисками формулы прекрасного. По его мнению, формула была известна древним и заново открыта итальянцами. Строго следуя канону Витрувия, он строит фигуры, вписывая их в квадрат. В попытках построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра "Адам и Ева". Образцом для Адама послужила фигура Аполлона Бельведерского, а Евы-Венера Медичи. В гравюре он стремился воплотить классический идеал красоты. Герои расположены не в тропиках, а в суровом северном лесу. Все это символично, также как и изображения животных. Античные формы, идеал красоты органично входят в его искусство и свободно используются при изображении и других сюжетов.Подобно тому, как они приписывали красивейшую человеческую фигуру своему идолу Аполлону, так же мы используем эти же пропорции для господа нашего Христа, прекраснейшего во всем мире. И подобно тому, как они изобразили Венеру в виде красивейшей женщины, так мы теперь целомудренно представим ту же прекрасную фигуру в виде богоматери прекрасной девы Марии. И из Геркулеса мы сделаем Самсона, и то же самое мы сделаем со всеми прочими.

Альбрехт Дюрер гравюры

С идейным миром античности связана известная гравюра "Меланхолия". В ней происходит объединение двух иконографических источников-изображение одного из темпераментов и аллегорию геометрии. Крылатая Меланхолия бездеятельна среди множества предметов кабинета ученого и столярной мастерской. Сумрачное небо, озаренное светом кометы и радуги, летучая мышь над бухтой, как предвестник темноты и одиночества, подчеркивают трагичность образа. Сюжет возник, по всей видимости, с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теории божественной меланхолии, связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна. По воспоминаниям его сподвижника Филиппа Меланхтона, Дюрер говорил, что на художника нисходит вдохновение свыше, благодаря чему и возможны величайшие творческие озарения, но ему также было знакомо меланхолическое ощущение тоски и отчаяния. Эта работа - итог размышлений о сущности мира искусства и судьбе художника. Исследуя себя в многочисленных автопортретах, изучая теоретические основы своего творчества, он прибегает к символическому изображению, где смог выразить свои философские размышления, свои чувства. Поэтому гравюра Меланхолия считается духовным автопортретом Дюрера.Дюрер В гравюре Св. Иероним Дюрер обобщил представление гуманистов о различных сторонах духовной деятельности человека. Иероним погружен в переводы священных книг, детали интерьера как бы ограждают его от мирской суеты. Келья выглядит скромной комнатой обыкновенного жилища. Лучи солнца наполняют комнату светом и движением, одухотворяют среду обитания. Горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя. Всю жизнь он пытался разгадать секрет искусства античных времен -соотношение верности природе и идеала красоты. Но в нем признавали лишь величайшего гравера севера. Высшее творческое достижение тех лет серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса. Сложность и запутанность композиций, динамика соседствуют с мистическими видениями. Средневековые религиозные воззрения переплелись с настроениями, вызванными событиями современной ему эпохи, назревавшей крестьянской войны. Множество тончайших наблюдений природы и жизни, от костюмов, архитектуры до мелкой детализации в пейзажах. В начале шестнадцатого века он совершает второе путешествие в Италию. Знакомится с живописной культурой венецианцев. Развивает в себе чувство цвета, вариации тоновых нюансов, решает проблему световых пятен. Его работы в технике масляной живописи тому пример. Известна большая, двухметровая алтарная композиция "Праздник четок". На ней изображены многочисленные дарители из разных сословий у трона Марии, а позади горный солнечный пейзаж. Портрет привлекает задушевностью и психологическими оттенками. Эти работы демонстрируют тончайшие переходы светотени, богатство нюансов цвета. Он пробует себя в технике офорта, рисует углем. Так в "Портрете матери" уголь как материал выразительнее подчеркивает исхудавшее пожилое лицо, глаза, преисполненные печали. Интересны портреты Бернгарда фон Рестена,"Неизвестного в черном берете", где в лицах тревога, взволнованность чувств. Одна из последних работ Четыре апостола- Павел, Петр, Иоанн и Марк. Каждому характерно определенное выражение лица, каждый образ индивидуален и преисполнен внутренней силы. И в то же время они воплощают черты передовых людей своего времени. Одежды подчеркивают контраст, усиливают экспрессию образов. Все его работы проникнуты тщательному отношению к подробностям. Возможно, это взаимосвязано с изучением математики, перспективы, естествознания, гуманитарных наук. Он создал ряд ученых трактатов Руководство к измерению, Четыре книги о пропорциях человека. Являясь членом Большого Совета Нюрнберга, домовладелец, имея ряд учеников, он продолжает сохранять тесный контакт с гуманистами. Хотя это было не безопасно. Искусство Германии было втянуто в водоворот крестьянской освободительной борьбы и многие художники подвергались преследованиям. Пытливость его ума, разносторонность интересов, смелость новых начинаний ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Творчество Альбрехта Дюрера удивляет контрастами. От детализации в работах он мог смело перейти к монументальности. Обобщая античные искания и поиски своих современников, свои труды, объединив в единую систему художественных воззрений,он положил начало новому этапу в развитии искусства.
Художник Светлана Белова