ИСКУССТВО ПЛАКАТАПлакат - это часть рекламы, одна из составляющих полиграфической продукции для организации различных рекламных акций, выставок, семинаров... Плакат всегда находится в поиске новых средств выражения эмоциональной силы высказывания. Бурное развитие плакатного стиля принесло с собой то, что иногда уже в быстрой смене самих форм усматривалось художественно прогрессивное и не редко в плакатном творчестве находили также место художественные формы, будучи своеобразными, но не всегда приемлемыми для конечной цели плаката с требуемой связью вещей. Время от времени плакатное творчество становилось даже более чем-то обособленным, и художники ориентировались при создании плаката на коллекции любителей международного плакатного коллекционирования. При этом плакат выигрывал как объект торговли, но часто терял как средство рекламы. Но во все возрастающей мере растет сознание того, что плакат имеет свое собственное целевое назначение. Зачастую в плакате наряду с контрастирующими стилями используется многообразие условностей. Широкая область изображения с помощью современных линейных и композиционных средств кажется формально разграниченной. Наряду с культурно- политическими, современный плакат решает и социальные задачи на основе различных традиций. В последнее время богатством идей блещут не только политические плакаты, но и плакаты спортивной и театральной тематики.История советского плакатаДо революции 1917г. плакат в России использовался для торговой рекламы или как театральная афиша. Политического плаката как отдельно сформировавшегося вида плакатной графики не существовало. Поэтому советский политический плакат отталкивался от лучших традиций русской графики и политической журнальной сатиры. Первые политические плакаты были небольшого размера, состоящие из четырех-шести цветов. На плакатах того времени прослеживались традиции народных картинок-лубков с их подробной повествовательностью рисунка. В подобной технике работал А.Апсит. Особенно известен его плакат “1Мая”, где запечатлено много людей разных национальностей. В центре русский рабочий в красной косоворотке, указывающий на земной шар, на котором лозунг гласит ”Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Плакат напоминает рисунки дореволюционных журналов широкого профиля, образ капитализма сложился в виде дракона, а аллегория свободы вобрала крылатые очертания всадника. Созданное издательство ПУР в конце 1918 года возобновило выпуск плакатов. В стране не хватало бумаги, графических материалов, не хватало еды и тепла, но агитационное воздействие на умы людей не прекращалось – плакаты выпускались бесперебойно. Во многих городах военные действия с Деникиным, Колчаком, Врангелем мгновенно трансформировались и освещались в плакате. Известны плакатисты тех времен Д.Моор, М.Черемных, М.Маяковский, В.Дени. Работы отличает простой, легкий текст, выполнены в лучших лубочных традициях. Например, плакат художника-карикатуриста Мора (Д.С.Орлов): “Прежде один с сошкой, семеро с ложкой, теперь – кто не работает, тот не ест”. В золотой фонд советского искусства вошли несколько иные по технике, выразительные и яркие плакаты Моора “Ты записался добровольцем?”, “Помоги!”, ”Красный подарок белому пану”. Каждому из плакатов присущ свой графический язык. Либо это красный силуэт красноармейца на фоне дымящих труб, либо рабочий и красноармеец с огромным красным снарядом и в форме насекомого пан – маленький белый силуэт на черном фоне. Шрифтовое решение удачно дополняет плакат, где на черном фоне выделяются красные (красный подарок) и белые буквы (белому пану). Мощный по силе и убедительности плакат ”Помоги!”- старик-крестьянин белым силуэтом на черном фоне взывает о помощи. Дени (В.Н. Денисов) с юмором подходит к выражению острых злободневных тем. Демьян Бедный стихотворными текстами дополняет его плакаты. Во время гражданской войны плакат успешно развивался во многих республиках. В Азербайджане, например, пластическое искусство берет свои истоки от политического плаката. Интересны, например, работы А.Азимзаде, в Армении работы плакатистов А. Коджояна, К.Алабяна, С.Аракеляна. В это время появляются “Окна сатиры РОСТА”, простые и доступные в изложении, основанные на лучших традициях частушек и лубков, плакаты делались через трафарет и раскрашивались от руки. Стихотворные надписи дополняли изображаемые события дня. Огромную роль в окнах сыграли В.Маяковский и М.Черемных. “Грозный смех” характеризует поэт так: “Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов”. В количестве ста-ста пятидесяти экземпляров, сделанные под трафарет, плакаты расклеивались в витринах отделений РОСТА в Москве, Петрограде, даже в пустующих витринах магазинов. В подтверждение актуальности подобной формы плаката, прототипы РОСТА стали появляться и в других городах - в Харькове, Саратове, Одессе, Ростове-на-Дону. Главной идеологической особенностью являлась их мгновенная реакция на самые разные события, прямой призыв к решению задач. Маяковский в текстах к плакатам раскрыл одну из ярких граней своего таланта. Сюжет крутился вокруг красноармейцев, крестьян, кулаков, рабочих, капиталистов. До появления плаката в русском искусстве не существовало образной формы, которая сыграла такую огромную роль в политической пропаганде в годы гражданской войны. Маяковский писал: ” Мы до того изощрили руку, что могли сложный рабочий силуэт рисовать от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией”.Советские плакаты времен войныОсобенностями плаката во время гражданской войны была мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность. Вследствие чего сформировался свой политический стиль плаката, с условностью изображения, лаконизмом, четкостью силуэта и жеста. Все эти качества напрямую связаны со спецификой плаката, прямым и быстрым воздействием на зрителя, его призывностью. Значение плаката во время гражданской войны было колоссальным. Издаваясь, его могли развешивать повсеместно, на заборах, домах, вокзалах и т.д. Это был живой оратор, вещавший и днем и ночью. При тогдашней неграмотности среди населения он решал задачу своеобразных уроков политической грамотности.Сила воздействия плаката в годы Великой Отечественной войны была также необычайно велика. В июле 1941 года были созданы ”Окна ТАСС” – коллектив художников и литераторов, кузница плакатов, отражающая события военных лет. Одним из известных плакатов того времени для работающих в тылу, призывающий к бдительности: “Не болтай!” Н. Ватолиной. Ненависть к врагу вызывал плакат В.Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!” Сила воздействия плаката была колоссальна. Уже в 1942г. плакатисты уловили дыхание приближающейся победы. Издались плакаты В.Ивановым “Вперед! На Берлин!”, Н. Жуковым “Бей насмерть!”, А.Кокорекиным “ За Родину”. Выставки плакатов ”Окна ТАСС” прошли в Тегеране, Стокгольме, Лондоне, Пекине, Стамбуле и других городах. Сейчас большую роль приобретает реклама своего товара, услуг посредством плаката. Важную роль в выразительности плаката играет создание слогана. То есть запоминающееся короткое предложение, состоящее порой из двух слов, несущее в себе главную рекламную информацию. Слоган в плакате должен быть информативным, броским и запоминающимся. Основной задачей сбытового слогана – подчеркнуть преимущество вашего товара, услуг, создать определенное эмоциональное отношение потребителя к товару. Эффективность рекламного текста может быть усилена за счет подчеркивания основной, самой важной его части. Многоплановое художественное решение плакатов свойственно сегодняшнему дню. Художники в плакатах стремятся к изложению своего представления о товарах, услугах, созданию уникального образа. Сейчас вообще работа плакатистов в какой-то мере приближается к работе иллюстраторов, мастеров-оформителей, художников-дизайнеров. Светлана Белова
|