Малевич
  1. Дизайн.Стили в дизайне.
  2. Дизайн и стили.Часть №2.
  3. Некоммерческие проекты и несколько слов о цвете
  4. История дизайна
  5. Освещение
  6. О композиции
  7. Дизайн страницы
  8. Леонардо Да Винчи
  9. Дизайн посуды
  10. Стилистика в крито-микенской культуре
  11. Дюрер
  12. Русский театральный портрет
  13. Японские мастера
  14. Плакат

СМЫСЛ ЧЕРНОГО КВАДРАТА МАЛЕВИЧА

портрет по фотографии на заказ "Черный квадрат" Малевича до сих пор вызывает множество споров и разногласий, хотя был написан еще в 1915 году. До того как К.Малевич изобразил свой "Черный квадрат" он проделал немалый путь в своих творческих изысках. Всегда стремясь избежать живописи в том виде, в каком ее видит заурядный зритель, Малевич быстро совершенствовал свое творчество. Революционное время способствовало развитию новых направлений в искусстве. Социалистический мир побеждал, и большинство чувствовали себя победителями. Художники, поэты старались изобразить что-то новое, неординарное, порой бросая вызов уже новому обществу. Малевич в 1917 году в письме к другу писал: "я провозгласил себя президентом космического пространства". Такие высказывания соответствовали духу того времени. Чего стоит бескомпромиссный манифест "Пощечина общественному вкусу" в исполнении В.Маяковского, В.Хлебникова, А.Крученых. С ними, наиболее яркими представителями футуристического кружка, Малевич сблизился и впоследствии проиллюстрировал немало их произведений, в которых очень гармонично переплетаются рисунки с текстом. В результате весной 1913 года на выставке "Мишень" он представил работы, которые резко отличались от экспонируемых на выставке работ. Уже здесь его картины становятся более абстрактными. Опираясь на основной принцип Сезанна (геометризацию, нужно добавить, что Сезанн в тот период являлся для него путеводной звездой), за четыре года Малевич создал не менее восьми различных форм живописи, надеясь превзойти его. Малевич готов был превратиться в лидера нового русского авангарда. "Женщина с ведрами", "Утро после грозы", "Уборка ржи", "Лесоруб", и многие другие работы того периода характеризует сплошная геометризация, объем прослеживается в каждой отдельной форме. Оставаясь приверженцем крестьянской темы, он решал ее по-своему. Крестьяне были для него олицетворением всего человечества, поэтому он так искренне их любил. В характерной манере вызова, он писал: "Одно великое отличие рабочих от крестьян: рисование. Рабочие никогда не рисовали, а потому были не способны украшать свои дома, а также не интересовались искусством-в противоположность крестьянам.Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной пол хаты и делать узоры на печке. Им мастерски удавались изображения петухов, лошадок и цветов. Краски готовили здесь же, используя различные сорта глины. Но, не смотря на нелюбовь к рабочему классу, особенно привлекает внимание его работа "Точильщик". За счет повтора геометрических форм головы, рук и инструмента создается впечатление движения. Механический эффект подчеркивается насыщением объемов металлическими тонами.

История черного квадрата Малевича

От других представителей кубизма его работы отличает присутствие всех цветов спектра, их переливы, большое многообразие ярких оттенков. Это характерная особенность Малевича, которому удалось достичь яркого и выразительного синтеза кубизма и футуризма по пути к полной абстракции. Хотя в тот период футуризм являлся основным соперником кубизма. И этот конфликт был вызван столкновением абсолютно несовместимых идеалов двух направлений. Цвет в кубизме служил основной сущностью картины, а футуристы в сущности картины видели выражение противоречий и тенденций современного мира. Еще с одной проблемой, с которой столкнулся Малевич, это пропаганда безучастия интеллекта, эмоций в творческом процессе. Но Малевич всегда стремился быть строителем-созидателем, старался обрести в абстрактных формах чистую пластичность, лишенную огромного материала живописного предмета и даже самого принципа объекта. Малевич бросает вызов цвету и форме. Он разделяет свою живопись на "заумный реализм" и "кубофутуристический реализм", а дальше создает свой стиль с названием "алогизм". Особенно новый стиль работы проявился в "Голове крестьянской девушки", где смещение овала лица говорит о "заумности" образа, а платок, словно металлический каркас, обрамляет ее лицо. Портрет рассматривается в своем интуитивном аспекте через живописный контраст и распыление объекта на составляющие элементы. Но чуть позже кубизм в его творчестве взял верх над остальными направлениями. Он сконцентрировал все свое внимание на квадраты, четырехугольники, трапеции, параллелограммы. Первая работа в этом направлении - "Дама на остановке трамвая", где сквозь прямоугольные формы просматривается только табличка с номером и мужское лицо, но ощущается движение трамвая. "Гвардеец", где можно определить каждому свое видение красноармейца в красных, желтых прямоугольниках, "Музыкальный инструмент".Интересно изображение глаза в портрете И.В.Клюна, изгиба губ, форма подбородка. Чувствуется характер и напористость изображенного человека посредством все тех же преломленных линий и форм. В своей статье "От Сезанна до супрематизма" он пишет: "Предметы обладают множеством кратковременных моментов, их аспекты варьируются, и точно также живописное отражение их тоже делается разнообразным. Все эти временные аспекты предметов и их анатомии (слой дерева и тому подобное)охватывает интуиция, как средство конструирования полотна. При помощи этого процесса данные средства конструируются так, что неожиданный характер встречи двух анатомических структур создает диссонанс, в результате чего возникает сила воздействия чрезвычайного напряжения. К "Черному квадрату" Малевич подходил через философское осмысление мира. Первое появление черного квадрата было в эскизах занавеса к опере Крученых и Хлебникова "Победа над солнцем". К этой опере он также делал костюмы и декорации. Когда под кистью Малевича возник черный четырехугольник, он не мог ни есть, ни спать целую неделю. Настолько важным событием явилась эта картина в его творчестве. Он шел к ней долгие годы. Это был кульминационный момент в его работе, его синтез живописи, скульптуры, прикладного искусства и его философских измерений.

Черный квадрат Малевича суть

Позже он описал Черный квадрат как символ его собственного ухода в мир иной, а Красный квадрат - символ революции, хотя всячески клеймил различные символические толкования. Первое название, которое дал Малевич своему изобретению, было Четырехугольник. В действительности пары сторон не параллельны, четыре угла не являются прямыми. Он писал: "Современность нелегко вмещается в рамки древнего треугольника, поскольку жизнь в настоящее время стала четырехугольной". Для него это своя интерпретация иконы, и во время первого показа картины он расположил работу соответственно, высоко в углу комнаты и на второй последней футуристической выставке картин. Квадрат написан мелкими ударными мазками в стиле импрессионистов. Понятие формы для него-это глыба живописного объема. По его словам:"Художник формирует ощущение, поскольку ощущения определяют цвет и форму. В живописи он считал два важнейших элемента - сила тяжести и невесомость, статика и динамика, итог кубизма и футуризма. Цвет является создателем пространства, цвет вездесущ и всегда светоносен. В основу кубизма он вкладывал значение освобождения от окружающих форм природы и технологии, это своего рода-дорога к абсолютному, свободному творчеству. Далее следуют работы "Белый квадрат", олицетворение увядания форм в пространстве и полное исчезновение. Желтый четырехугольник, превращающийся в трапецию в пределах пространства. Совершается переход от статического этапа Черного квадрата к динамическим формам. Его квадраты распадаются на целое созвездие форм. Это соответствует развитию пилотируемых летательных аппаратов в действительности. Малевич выражает полет через супрематистское осознание мира. Он создает целый ряд Архитектонов, сочетание прямоугольных форм (из гипса). Эти сочетания во множестве были использованы архитекторами. И сейчас, глядя на них, поражаешься современности их форм. В 1927-х годах Малевич возвращается к предметно-сюжетным работам. Они интересны и абсолютно не похожи на предыдущие. Вторая серия работ на крестьянскую тематику отражает разрушительное воздействие коллективизации."Сложное предчувствие", "Девушки в поле", "Спортсмены", "Крестьяне" изображают людей без лиц. По его словам "будущее человека-неразрешимая загадка". Шаблонное изображение людей, отсутствие всякой индивидуальности, роботоризация-отражение не лучшей стороны социалистического мира, революционное брожение закончилось, начался диктат. При этом работы создают впечатление монументальности, торжественности и недосказанности. Последние его работы вообще выполнены в реалистичной манере "Работница", "Автопортрет", "Портрет жены". Такой переход от абстракционизма к формам реализма был продиктован влиянием художников эпохи Ренессанса. И в настоящей реалистичной манере Малевич неординарен, его работы также завораживают и притягивают. Его деятельность не ограничивалась высказываниями в искусстве кистью и словом, в 1925 году он создает Институт художественной культуры, который получил статус государственного (ГИНХУК), в 1927году нарком просвещения А.В.Луначарский назначает его представителем Института художественной культуры в Германии. В 1931 году создает воплощенные затем эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, в 1935 получает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее в Ленинграде. Среди этих взлетов были и не лучшие моменты в жизни Малевича, но любому человеку сопутствуют белые, черные полосы или белые, черные квадраты.
Светлана Белова
SBпочта