1. Дизайн.Стили в дизайне
  2. Дизайн и стили.Часть №2.
  3. Некоммерческие проекты
  4. История дизайна
  5. Освещение
  6. О композиции
  7. Дизайн страницы
  8. Леонардо Да Винчи
  9. Дюрер
  10. Дизайн посуды
  11. Стилистика в крито-микенской культуре
  12. Чёрный квадрат Малевича
  13. Японские мастера
  14. Плакат

ДИЗАЙН ПОСУДЫ

Посуда из фарфора и фаянса стала массовой задолго до появления понятия "дизайн, и ко времени возникновения этого термина сложились свои весьма устойчивые традиции. Впервые нестандартный подход был предпринят у нас в 1918 году. Новые формы массовой чайной посуды были сделаны на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде скульптором В.В. Кузнецовым и, что показательно, учитывали и повторяли формы наиболее ходовой кузнецовской "городской"посуды (в частности, так называемого киевского фасона). На рубеже 1920-30гг. были предприняты попытки ввести функционально-конструктивный подход в производстве фарфора силами иностранных специалистов. Вначале на Ленинградский фарфоровый завод, а затем на Дулевский была приглашена Е.А. Штриккер, сделавшая чайный сервиз "Интурист" для Ленинградского, а для Дулевского - большой ассортимент широко выпускавшейся в середине 1930 гг. посуды. Это формы чайного, кофейного и детского сервизов, столового комплекта, питьевого прибора для воды, кабинетного курильного прибора. В эти же годы на заводе работала группа выпускников ВХУТЕИНа. Они разделяли идеи функционализма, стремились к рационализации процесса.
Замечательные идеи и новые образы стиля художественного конструирования дали Сотников А. и Кожин П.. И только на рубеже 1950-60гг. понятие массового фарфора стало связываться с идеями дизайна. Поиски новых форм Кримера, Ольшевского, Ганрио, позже Славиной, Калитой привели к интересным результатам. Они направлены, в основном, на обеспечение удобства пользования, на применение принципа модульности, позволяющего удобно составлять и хранить предметы. В большинстве своем художники действуют на уровне решения чисто ремесленных задач, увлекаясь изготовлением изделий под старину. Сейчас фарфоровая промышленность ищет новые пути перестройки в системе производства, в формировании нового ассортимента и в связях с промышленным искусством в целом. Здесь неограниченное поле поиска новых форм, применение различных дизайнерских методов. Один из дизайнерских ходов - разработка удобно складируемой посуды. Важный момент в процессе хранения, транспортировки готовых изделий для удобства индивидуального пользования. Поиск комбинируемых, по-разному сочетающихся друг с другом форм открывает новые стилеобразующие факторы, дает порой неожиданные творческие импульсы.

Функциональные свойства посуды

Создавая бытовое изделие, дизайнер должен учитывать функциональные, эргономические свойства, эстетические, его рациональность и информативность. Функциональные свойства посуды выявляются в процессе эксплуатации (устойчивость, непроницаемость, химическая стойкость). Человек-потребитель выступает активным участником системы "человек-посуда-среда", и в связи с этой системой определяют эргономические свойства человека и посуды. Удобство пользования изделием характеризует преимущественно мышечную утомляемость на всех этапах потребления посуды, то есть на этапах использования по назначению, ухода, хранения. Критерием удобства является ее соответствие антропологическим, физиологическим, психофизиологическим свойствам человека. Соответствие антропометрическим свойствам проявляется через соответствие посуды и ее конструктивных элементов (наружных и внутренних диаметров сосудов, размеров ручек, держателей крышек и т.д.) размерам и форме руки человека. Например, для удобства пользования чайником, кувшином большое значение имеет форма ручки, ее размер и положение на корпусе. Общепризнанно, что чем дальше расположена ручка сосуда от корпуса, тем больше требуется приложить усилий, чтобы удержать сосуд. Ручки кувшинов, любых аналогичных форм должны быть расположены на уровне верхнего края кувшина или даже несколько выше. Такое высокое положение опоры, приходящейся на середину указательного пальца, приводит к тому, что центр тяжести кувшина при держании его в руке лежит по отвесной линии, спущенной из точки опоры, а приложенная сила равна по величине весу наполненной емкости.

Потребительские свойства посуды

Сосуды цилиндрической формы или канонической характерны тем, что в наполненном состоянии должны удерживаться на весу в вертикальном положении, в отличие от кувшинов, где они немного наполнены. Кофейники цилиндрической, конусной формы не могут свободно висеть в руке. Целесообразное размещение ручек рассматриваемых кувшинов - посередине корпуса с тем, чтобы точка опоры была расположена как можно ближе к центру тяжести сосуда. Это способствует уменьшению крутящегося момента. Размеры ручек во всех случаях должны соответствовать размерам человеческой руки, а также с учетом сгибательных мышц руки, ведь сгибательные мышцы руки выносливее разгибательных в 1,5 раза. Максимальная сила руки наблюдается у человека в возрасте 25 лет, а к 65 годам падает почти на 50% и т.д. Эти положения необходимо принимать во внимание. Особое значение это имеет в системе общественного питания. Необходим учет показателя тепловой среды. Им может служить, например, уровень температуры, до которой нагревается ручка чайника при пользовании им. Мы постоянно сталкиваемся с памятниками культуры, с прекрасными творениями рук человеческих и огромную роль играют эстетические свойства. В первую очередь, целостность композиции. Она характеризуется гармоничным единством частей и целого, органическая взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованностью с другими частями. Необходим учет и потребительских свойств - индивидуального или общепитовского пользования. Среди индивидуальных потребителей: взрослые (туристы, молодожены, люди среднего возраста, старшего) и дети (преимущественно дошкольного и младшего возраста). Создание формы, конечно, более непосредственно осуществляется по принципам дизайнерского формообразования, но и роспись имеет целый ряд эстетических, психологических, технологически необходимых факторов.
Светлана Белова