1. Дизайн.Стили в дизайне
  2. Дизайн и стили.Часть №2.
  3. Некоммерческие проекты
  4. История дизайна
  5. Освещение
  6. О композиции
  7. Дизайн страницы
  8. Леонардо Да Винчи
  9. Дюрер
  10. Дизайн посуды
  11. Стилистика в крито-микенской культуре
  12. Чёрный квадрат Малевича
  13. Японские мастера
  14. Плакат

ДИЗАЙН И СТИЛИ. Часть 2.

Каждое направление в дизайне совершает свой оборот в длинной цепи спирального движения времени. Вбирая предыдущие мотивы, влияние окружающей среды, появляется новый виток в эволюционном развитии дизайна. В данной статье будут кратко рассмотрены такие стили как дадаизм, сюрреализм, рационализм, стайлинг, органический дизайн, оп-арт, минимализм, хай-тек, постиндустриализм, постмодернизм и другие. Несколько слов хочется уделить ДАДАИЗМУ. Суть направления-жить нужно одним днем, одним моментом. Сегодня и сейчас. Истоки берет из литературы и распространяется на все виды искусства. Являясь авангардным течением, достаточно зашифрован в художественном понимании. Вдохновитель движения поэты Хьюго Болл, Тристан Тцара. В своем международном манифесте«Дада дада дада дада» Тцара обращается к духовно свободным людям , живущими своими идеалами. Свой отклик движение нашло в графическом дизайне. В результате появились первые фотомонтажи.

Стиль сюрреализм

Дадаизм повлиял на развитие СЮРРЕАЛИЗМА. Который, в свою очередь, напрямую связан с раскрытием подсознания. Идеологом стиля был З.Фрейд и поэт Андре Бретон. По его словам, человек автоматически выражает истинный процесс мышления. Стиль запечатлевал подсознание людей в зрительных и поэтических образах, полностью освобожденного от всяких норм и моральных устоев. Ярким представителем сюрреализма является Сальвадор Дали. Сальвадор Дали Сюжеты многих картин были взяты из его собственных сноведений. Вдохновение из снов питал и Марсель Дюшан. Сюрреалистические мотивы находят свое применение в графическом дизайне и рекламе. Почти параллельно появляется в архитектуре и дизайне РАЦИОНАЛИЗМ. Ему характерен логический и функциональный подход к формообразованию, использование новых материалов, полный отказ от декоративных элементов, простота и совершенство. Отчетливо прослеживались основные тенденции в архитектуре Джузеппе Терраньи, Луиджи Фиджини, Альберто Либера. Впервые используется стиль панорамных окон. Цвета берут на себя часть конструктивной задачи, создают иллюзию отдельно поставленных друг на друга этажей. В зависимости от цвета, создается ощущение легкости или тяжести. Подобный художественный подход используется в разработке мебели, предметов быта. Дизайн обеспечивает постоянный спрос на бытовые изделия. Рационализм в середине 20-х особенно проявился в Италии. Стиль СТАЙЛИНГмотороллер характерен американскому дизайну, напрямую связан с промышленными изделиями. Для аэродинамического стиля или стиля обтекаемых форм свойственны гладкие поверхности, скругленные грани. Обтекаемая форма напрямую связана с развитием скорости. Был изобретен новый пластический материал - бакилет. Одним из его свойств является быстрое отвердение , что отлично подходило для производства автомашин. Сторонниками движения были Реймонд Фернанд Лоуи и Генри Дрейфус. Стайлинг вобрал в себя программу всевозможных изменений формы. Во многих отраслях промышленности он был просто необходим. При изготовлении часов,например, игровых автоматов, приемников. Соотношение внешней формы и функции усиливается либо игнорируется вовсе. В девяностых автомобильный дизайн покоряет ретростиль. Дж.Майс разрабатывает «Фольксвагена жука», «Крайслер» выпускает автомобиль внешне напоминающий лимузин 1930-х годов.

Стиль органического дизайна

В создании ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА большую роль сыграл Ч.Макинтош и Ф.Райт. Здесь предметы органически вплетаются в среду интерьера. Скульптурные формы носят мягкие, плавные линии. Большую роль в его развитии сыграл финляндский дизайнер Альвар Аалто.кресло Развитие в конце 20 века технологий работы с материалами, огромные возможности в создании новых форм породило второе появление органического дизайна. В разработку своих вещей Росс Лавгрув закладывает самые современные материалы. Относительно его теории, самые интересные изысканные формы образуются при слиянии органики и неорганики, то есть живого и неживого. Стиль ОП-АРТ появился в 1960-х годах 20 века. Характеризуется геометрическими формами контрастных цветов, преимущественно черно-белых тонов, с их помощью создается движение, вибрация. Сначала стиль зарождается в Европе и затем распространяется в Америке. Выдающиеся представители этого направления-Ричард Анушкевич, Бриджет Райди, Виктор Вазарелли. Стиль МИНИМАЛИЗМ , появившийся в конце 60-х 20 века, и сейчас используется во всех сферах человеческого бытия - дизайна одежды, предметов быта, в проектировании домов. А вначале таким эпитетом характеризовали работы скульпторов Р.Морриса, Д.Флавина, Д.Джадда. Д.Флавин, художник-минималист, один из первых сочетал простые формы и промышленные материалы, придумал инсталляцию из неоновых трубок. Незаполненное пространство, простота и чистота линий, минимум выразительных средств свойственно архитектуре этого стиля. Эти тенденции нашли свое выражение в работах Д.Паусона, Т.Андо, К.Сильвестрин. Стиль ХАЙ-ТЕК определяется элегантностью и внешней простотой, использованием промышленных материалов с учетом новейших технологий. Появившись в семидесятых 20 века, хай-тек много перенял из архитектуры пост-модернизма. Ярким примером данного направления является созданный по проекту архитекторов Ричарда Роджерса и Рензо Пиано Центр Жоржа Помпиду в Париже. Здания банков в Гонконге и Шанхае, архитектор Норманн Фостер. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ неразрывно связан с производством вещей и предметов с помощью технологических линий. Основоположниками направления были Рон Арад и Том Диксон. Переход, а порой полный отказ от массового производства, - к выпуску товаров для определенной целевой аудитории, создание эксклюзивных уникальных изделий.

Постмодернизм стиль

ПОСТМОДЕРНИЗМ возник в 1960-х годах , но окончательно сформировался в 80-х прошлого столетия и является ответным шагом на рационализм модерна. Роберт Вентури , основоположник движения, считает, что многозначность и противоречивость тоже имеют место быть в искусстве и ставит под сомнение некоторые свойства модерна. А именно акцент на логику, порядок и простоту. Художники в своих работах опирались на стиль ар деко и конструктивизм. Один из примеров постмодернизма - нью-йоркское здание компании «АЕ&Т», мебель архитектор Ф.Джонсон. Стиль МЕМФИС разработан группой под этим же названием, куда входили дизайнеры по мебели и промышленных товаров. Э.Соттсасс и М.де Люччи стали первыми из основателей движения. Развитие экспериментального подхода в дизайне- одна из основных целей группы. Проекты часто напоминали перефразировку прошлого дизайна. Несмотря на короткое существование стиля, он сыграл существенную роль в распространении постмодернизма повсеместно. Для стиля ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА, возникшего в 80-х гг. 20 ст., свойственны перекрещивание поверхностей и ломаные линии, что составляет контраст плавному логичному модерну. Основные принципы предложил французский философ, литературовед Жак Деррида в конце 60-х гг.По его мнению, каждый текст имеет свою интерпретацию и никогда до конца нельзя быть уверенным в изначальном его значении. Стиль имел большее распространение в архитектуре и дизайне интерьеров. Ему также свойственна противоречивость, отрицание стилей, орнаментных мотивов, одновременное использование текстов и изображений. Носителями данного стиля являются Зара Хадид, Бернар Чуми, Фрэнк Оуэн Гэри и другие. Новый смысл приобретают те же изделия, иначе закомпонованные. Например, Дэниел Вейл помещает детали простого радиоприемника в пластиковый пакет и тем самым меняет смысловую нагрузку. В этой статье и предыдущей «Дизайн.Стили дизайна» были кратко рассмотрены основные стили и направления дизайна на протяжении всех лет его формирования.
Светлана Белова